Господин покупатель
Законы, касающиеся защиты прав потребителей в России весьма и весьма недурны, и даже, по мнению многих представителей другой стороны баррикад, то есть продавцов (а они, в общем-то, такие же люди, как и мы, покупатели, и не стоит об этом забывать) — дают потребителям права чрезмерные.
Впрочем, тут мы с продавцами не согласимся. Не чрезмерные права, а самые что ни на есть нормальные. Нам бы еще прав, да побольше. Ну, например, права бесплатного апгрейда системы в течение трех лет…Ладно, замечтались, вернемся к реалиям.
Начнем с покупателя компьютерных товаров.
Права человека, зашедшего в магазин
На что имеет право человек, зашедший в магазин и собравшийся там что-нибудь купить? С точки зрения закона, он уже называется потребителем — и именно с этого момента начинаются взаимоотношения покупатель — продавец.
В первую очередь, покупатель имеет право на достоверную информацию. То есть продавец (и во многих случаях производитель, в прилагаемой к товару документации, причем, обязательно на русском языке) должен кое-что о товаре рассказать.
Это «кое-что» включает в себя все сведения, связанные с безопасностью использования товара (то есть различные сертификаты, а сертификации подлежит довольно многое), данные о том, где и как произведен данный товар, для чего он предназначен, и что, собственно, с этим товаром делать можно, а что ни в коем случае нельзя, и тому подобные сведения.
Подробнее об этом написано в ст.ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей».
Обязанности продавца
Помимо прочего, продавец должен уведомить покупателя, новый ли товар он ему продает. На рынке далеко не редкость так называемые refurbished товары, то есть товары, выпущенные в продажу после ремонта.
Так вот, если покупатель приобрел такой товар под видом нового, он имеет право вернуть его и получить назад деньги.
Если же приобретается уцененный товар, покупатель должен быть извещен о причине уценки, если, конечно, она вызвана не маркетинговыми соображениями, а наличием в товаре каких-то недостатков.
Кстати, стоит помнить, что, например, отсутствие инструкции на русском языке или необходимого сертификата с точки зрения закона — такой же недостаток товара, как и все остальные.
Итак, продавец рассказал нам все предельно подробно, деньги уплачены, и если купленная вещь верой и правдой работает на протяжении долгих лет, то историю можно считать закончившейся хэппи-эндом. Если ж вещичка работать отказывается…
Тогда вступает в силу ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в которой перечислены все возможные требования лица, которому продали товар с недостатками.
Если товар с недостатками
Для того чтобы предъявить какие-то претензии продавцу, вовсе не обязательно иметь при себе товарный или кассовый чек. Зато можно потребовать оплатить доставку неисправного товара.
Правда, это в теории, на практике вам, разумеется, могут и отказать, справедливо полагая, что из-за подобной мелочи клиент в суд не побежит. А иначе как через суд тут свою правоту не отстоять.
Правила эксплуатации и экспертиза поломки
Продавец (или производитель) вправе забрать неисправный товар на экспертизу, чтобы выяснить, что является причиной возникновения неисправности — проблемы самого товара или проблемы его хозяина, не сумевшего соблюсти правила пользования и хранения товара (в таком случае гарантийные обязательства снимаются).
На период этой экспертизы или ремонта никто не обязан выдавать бедному клиенту аналогичный товар в пользование, хотя, когда дело касается дорогой техники, порядочные продавцы сами проявляют подобную инициативу.
Что же до самих правил эксплуатации, которые нельзя нарушать под страхом потери гарантии, то они описаны в прилагаемой к товару документации и в случае с компьютерной техникой всегда относятся только к «железной» части.
Никто не имеет права предъявлять претензии пользователю за то программное обеспечение, которое он использовал, поскольку тот факт, что товар перестал работать по вине какого-то софта, попросту недоказуем. А доказывать «верблюжесть» пользователя в случае экспертизы приходится именно продавцу — априори пользователь все делает правильно.
Гарантийный срок товара
Фактически, это, например, легализует разгон тех комплектующих, которые оному поддаются. Несмотря на то, что попытка разгона, то есть превышения документированных возможностей, скорее всего, на основании гарантийных условий является поводом для прекращения действия гарантийных обязательств, на практике сам факт выхода платы или процессора из строя по причине разгона доказать очень тяжело — она ведь может сгореть и при обычной эксплуатации (но это вовсе не значит, что я советую так делать — обманывать нехорошо). Не стоит забывать и о том, что на протяжении всего гарантийного срока покупатель может потребовать все из того, что перечислено в 18 статье.
То есть если товар окончательно вышел из строя или подлежит ремонту уже во второй раз, то можно требовать и замены его на аналог или возврата денег. Установил продавец гарантийный срок в три года — все эти права у вас будут три года. А отсутствие у продавца аналогичной модели, коли покупатель потребует замену, — его проблема. Аналогичный товар — это не обязательно полностью идентичный. Достаточно того, чтобы это был товар со схожими характеристиками и по сходной цене.
На вышеуказанную экспертизу закон отпускает продавцу 20 дней. После чего, в течение семи дней, он обязан заменить товар на аналогичный, а если покупатель настаивает на возврате денег, их надо выплатить незамедлительно.